lastochka_nata (lastochkanata) wrote,
lastochka_nata
lastochkanata

Categories:

Рубцовск. Локомотивное депо и музей. Часть 1



Очередная страничка из истории нашего города - локомотивное депо. Оно находится с одной стороны в центре, с другой - в совершенно глухом городском уголке за железной дорогой. Выходишь сизым зимним утром на нынче почти нежилую Комсомольскую улицу, и, завидев ориентир - старинную водонапорную башню, сворачиваешь в переулок Деповской. А там, мимо заброшенного Железнодорожного парка, проходишь прямо к путям. И вот такая, как на заглавном кадре, неожиданно открывается картина. Современное депо - и выглядит по-современному. Хотя, если быть точными, такой организации, как "Локомотивное депо Рубцовск", давно уже не существует. Сейчас это другое предприятие с другим названием - "Путевые мастерские по ремонту и эксплуатации путевых машин на станции Рубцовск". Но об этом чуть позже.



Здания депо (я буду использовать для удобства старое название, тем более, что именно с ним связана наиболее значимая часть истории предприятия) отремонтировали, покрыв светлым сайдингом, совсем недавно. Ещё в конце 2011 года путешественник varandej застал эти здания оштукатуренными в тёмно-красный цвет, наподобие расцветки краснокирпичной водонапорной башни. После ремонта всё выглядит парадно и вполне симпатично. Даже и не скажешь, что депо  было основано в 1914 году - больше ста лет назад.
2.



А началось всё со строительства Алтайской железной дороги в период с 1913 по 1915 годы. Дорога тогда была частной, и пассажирами её были в основном переселенцы из европейской России. Перевозились торговые грузы. Так уж сложилась судьба, что железная дорога прошла к западу от захолустного села Рубцово на берегу мутной степной реки Алей. От самого села тогда дорогу отделяло поле. Но в 1914 году было открыто паровозное депо, и поле стало со временем застраиваться, сливаясь с первоначальным поселением. Строительство депо и обслуживание паровозов требовало присутствия квалифицированных кадров - рабочих и  инженеров. В село приезжали образованные люди. Депо было первым рубцовским предприятием, "градообразующим", как сейчас говорят. Оно - колыбель нашего Рубцовска. Если благодаря эвакуированным в войну заводам Рубцовск стал крупным промышленным центром, то благодаря локомотивному депо он вообще стал городом. Многие известные люди, в том числе руководители, работали когда-то на железной дороге.
3.



Водонапорная башня. Выглядит заброшенной, наверху разбиты стёкла.
4.



Вот она, ближе. За башней лесочек - это совсем не лесочек, а бывший Железнодорожный парк. Он сильно зарос, запущен и бесхозен, полон помоек и бродячих собак. Железная дорога давно его передала на баланс города. В парке стоит заброшенный и обгоревший клуб железнодорожников постройки двадцатых годов прошлого века - здание очень интересной архитектуры и не менее интересной истории. Железнодорожный парк был заложен одним из самых первых в городе, здесь проводились разные развлекательные мероприятия, танцы.  Парк с клубом были культурным центром, и очень жаль, что всё сейчас так безнадёжно запущено. Прошлого уже не вернуть. Однако, не так давно территория была передана РПЦ и на месте парка и клуба будет в 2020 году построен Кафедральный собор, который, наверное, посоперничает своей высотной доминантой со старинной водонапорной башней.
5.



6.

Железнодорожный парк (здесь и далее старые фото - из фондов музея локомотивного депо).


На другой стороне путей. Дорога уходит в Казахстан.

Через пути к депо ведёт хороший наземный переход из забетонированных плит между рельсами (заглавное фото). Однако, в этом месте железной дороги постоянно маневрируют поезда. С небольшой скоростью, они время от времени перегораживают путь в аккурат напротив депо. Постоят несколько минут и начинают двигаться в обратную сторону. Когда мы ходили в музей, то туда прошли нормально, а вот по дороге назад пришлось ждать, пока проедет ужасно длинный товарняк в сторону Казахстана. Причем, не дотянув какие-то несколько вагонов, этот длинный состав остановился, перекрыв переход. Люди, ждущие с обеих сторон перехода, бросились бежать в обход со словами: "Скорее, сейчас поедет обратно!". Такая вот тут специфика, надо быть осторожными.
7.



Что же представляло собой депо в прошлом, и что представляет оно собой сейчас?

Как я уже говорила, первоначально депо называлось паровозным. В нём эксплуатировались паровозы серий "ЭМ", "ЭР". Это были не очень мощные по современным меркам машины, которые водили поезда весом до 600 тонн со скоростью всего около 25 километров час. Чтобы довести такой поезд до Алейска, требовалось сжечь в топке 25 тонн угля (для сравнения, в частном доме человек заготавливает на всю зиму около 3 тонн угля).

В сороковых годах их заменили на более мощные паровозы "СО" - эта аббревиатура расшифровывалась как "Серго Орджоникидзе".

В военные годы, как мы знаем, в Рубцовск были эвакуированы крупные заводы из европейской части СССР. Локомотивное депо оказало неоценимую помощь в обустройстве заводов на новом месте - предоставленные паровозы "ФД" ("Феликс Дзержинский") обеспечивали стройплощадки теплом и электроэнергией.

В начале пятидесятых на смену изношенным "СО" пришли американские паровозы серии "Е" со стокерным отоплением. Но прогресс не стоял на месте. В 1914 году машинист Иван Гусев привёл в депо первый паровоз. В 1958 же году машинист Александр Малицкий привел в депо первый тепловоз ТЭЗ N 1095. Это был совершенно новый, заводской тепловоз, сделанный в Луганске, тогдашнем Ворошиловграде. Паровозное депо было преобразовано в локомотивное. Вес поездов вырос до 4000 тонн, увеличился объем перевозимых грузов - то были индустриальные годы послевоенных пятилеток.

Депо росло и развивалось, ремонтники освоили заводской ремонт тепловозов. В 80-х начале 90-х годов была освоена модель 2ТЭ10М. Это был пик тепловозного хозяйства -  к депо было приписано около 120 единиц тепловозов и работало тогда в депо около 1700 человек.

После известных событий 90-х годов грузопоток на железной дороге резко упал, прежние хозяйственные связи были разорваны и было принято решение о закрытии депо Рубцовск и перепрофилировании его в мастерские по ремонту  и эксплуатации путевых машин. Путевые машины - это такие устройства, которые занимаются обслуживанием, ремонтом путей, очисткой их от снега, подбивкой шпал и т.п. В следующем посте про музей я покажу макет путевой машины. Весь же тепловозный парк (на тот момент 90 тепловозов) был передан в локомотивное депо Карасук Новосибирской области. Вот такая история.
8.



Красивый памятник работникам депо, павшим в Великой Отечественной войне. Всего в армию было призвано 153 работника, и не все из них вернулись. Среди погибших - Герой Советского Союза В.С. Рублёвский, на здании есть посвященная ему мемориальная доска. Памятник был открыт в 1970 году, является авторским проектом художников московского парка культуры и отдыха имени Горького.
9.



10.



Памятник  со временем претерпел изменения. Бетонный, оформленный под гранит пьедестал был облицован кирпичом, убраны цепи, ограждавшие площадку. На старых фото можно увидеть, как раньше выглядел этот памятник.
11.



12.



Справа от памятника было небольшое  одноэтажное здание, сейчас его нет. Обратите внимание на раскидистые тополя.
13.



Вход в Дирекцию мастерских (чтобы попасть в музей локомотивного депо, надо идти сюда же).
14.



Вот как выглядел тот же самый вход в 2000 году. На мой взгляд, было гораздо интереснее -  фигурные металлические решётки, фонари, узорный кирпичный карниз. Всё это было закрыто сайдингом без всяких изысков, просто закрыто и всё. Интересные исторические детали потеряны.
15.

Участники сетевой школы железных дорог России, декабрь 2000 года.


Возле зданий депо растут роскошные голубые ели. Они заменили некогда росшие здесь высокие тополя (парой фото выше).
16.



Очень ухоженная территория.
17.



С появлением депо в городе постепенно развивалась социальная инфраструктура.  Строились жилые дома для железнодорожников, общежития, были школы, железнодорожное училище, объекты  "соцкультбыта" - парк и клуб, больница, баня, стадион. Все эти объекты находились в ближайшей доступности, на посёлке вблизи железной дороги. Сейчас всё уходит в прошлое. Многие  железнодорожные объекты переданы городу - школа № 112 (теперь 19-я), железнодорожный клуб и парк, стадион "Локомотив".  Пока остаётся на балансе  железнодорожная больница, которая считается лучшей в городе. Многие объекты просто перестали существовать (школа № 117, затем в этом же здании железнодорожное училище).
18.

Футбольный матч на стадионе. Стадион "Локомотив" сейчас фактически заброшен.


19.

Школа 117. В этом здании позже располагалось железнодорожное училище. Не знаю, существует ли это здание в наши дни.


20.

Железнодорожная баня


Продолжение следует. В следующей части - рассказ про музей локомотивного депо, который будет в двух частях.

Tags: Алтай, Рубцовск, Турксиб, история, краеведческое
Subscribe

Posts from This Journal “краеведческое” Tag

  • Была ли Алтайская тонкорунная?

    Баран породы Алтайская тонкорунная с медалью выставки Может быть, вы тоже слышали про Алтайскую тонкорунную. И про племзавод…

  • Уходящий Рубцовск

    Выбралась на днях поснимать, как идёт снос символа Рубцовска - " дома под шпилем", построенного в 1949 году, расположенного по адресу…

  • Рубцовск. 15 лет спустя

    Школа, где в начальных классах учился мой отец. 2006 год 15 лет назад мама делала для отца юбилейный альбом с фотографиями, посвящёнными разным…

promo lastochkanata august 31, 2018 12:25 9
Buy for 30 tokens
В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы поехали на Святой источник. Подобные источники при монастырях - явление достаточно частое. Я помню, что источники были в Киево-Печерской лавре, над ними…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Posts from This Journal “краеведческое” Tag

  • Была ли Алтайская тонкорунная?

    Баран породы Алтайская тонкорунная с медалью выставки Может быть, вы тоже слышали про Алтайскую тонкорунную. И про племзавод…

  • Уходящий Рубцовск

    Выбралась на днях поснимать, как идёт снос символа Рубцовска - " дома под шпилем", построенного в 1949 году, расположенного по адресу…

  • Рубцовск. 15 лет спустя

    Школа, где в начальных классах учился мой отец. 2006 год 15 лет назад мама делала для отца юбилейный альбом с фотографиями, посвящёнными разным…