lastochka_nata (lastochkanata) wrote,
lastochka_nata
lastochkanata

Categories:

Рубцовск. Локомотивное депо и музей. Часть 2



Итак, музей. Музей в локомотивном депо существует достаточно давно, более сорока лет. Он открылся летом 1974 года, находится в здании Дирекции путевых мастерских. Кстати, ремонт сделан только снаружи, а внутри по-прежнему старинные коридоры, пахнущие мазутом; бетонные полы, по которым время от времени с грохотом рабочие прокатывают какие-то тележки. Как водится, у истоков музея стояли неравнодушные энтузиасты-железнодорожники. Это Борис Портянкин и Валентин Водолазский.

Вообще, создание музея предприятия работниками-добровольцами говорит о том, насколько люди, там работающие, любят и ценят свое дело, насколько чувствуют свою причастность к чему-то важному, не пустяковому, от чего зависит жизнь и благосостояние общества. Такие музеи - отголосок ушедшей эпохи. Многие ли сейчас в современных организациях захотят создать их музеи? Захочет ли менеджер, идущий каждое утро на нелюбимую работу в какой-нибудь супермаркет, создать музей этого супермаркета? Захочет ли врач, издёрганный маленькой зарплатой и очередями, создать музей своей больницы? Учитель с упавшим престижем профессии - музей своей школы? Да, у нас есть и школьные, и больничные музеи, но они тоже - отголосок ушедших времен...

Давайте пройдемся по музею локомотивного депо и посмотрим, как оно было.



Портреты основателей музея.

Борис Портянкин. Почётный железнодорожник, уроженец предместья Санкт-Петербурга, которого судьба забросила в Рубцовск. Был инженером-рационализатором, а  также художником. В музее находится семнадцать его картин,  в которых отражена история депо от основания до девятой пятилетки.

Валентин Водолазский. Машинист, водил пассажирские поезда. Уроженец Локтевского района Алтайского края, всю жизнь посвятил железной дороге. Талантливый фотограф. В музее можно увидеть множество его фотографий, которые стали летописью истории.

Основателей музея уже нет в живых, но у них есть продолжатели - современные хранители музея, Николай Лаппа и Владимир Гончаров (они на фото справа). Мы познакомились с Владимиром Павловичем, бывшим машинистом тепловоза, который в свое время также был заместителем начальника депо по эксплуатации. Музеем стал заниматься после выхода на пенсию.  Он провел для нас прекрасную экскурсию - все экспонаты и историю предприятия хранитель знает буквально до мелочей и увлечённо об этом рассказывает. Хочу сказать, что такие экскурсии - большая редкость в провинциальных музеях. У нас даже в краеведческом музее работники  обычно ничего не рассказывают посетителям, а только включают/выключают свет в залах....
2.



Картина Б.Г. Портянкина, изображающая арест подпольщиков в депо колчаковцами в годы революции. На заднем плане угадывается наша водонапорная башня.
3.



Ещё картина из той же серии - расстрел подпольщика колчаковцами.
4.



А вот эта небольшая картинка, нарисованная не то карандашами, не то мелками - авторства А. Павлухина. Очень интересное изображение водонапорки в зареве вечерней зари, над огнями поезда. Необычно так.

Кстати, на сайте рубцовских поэтов мне попалось стихотворение Александра Павлухина "Башня" - не знаю, тот же ли это автор, что рисовал картину, или другой. Думаю, что всё-таки тот. Вот отрывок:

... Здесь паровоз синел от кашля,
Глотая угольного льва.
От той эпохи только башня
Водонапорная жива.
Она, как старшая сестрица.
Я все старался перенять:
К чужим порогам не клониться.
А твердо на своем стоять!
И не молитвой в толстой книжке,
Не отпущением грехов,
Она открылась для мальчишки
Природной залежью стихов.
Я поселил в ней хулиганство,
Я поселил в ней кутежи.
На все хватало в ней пространства,
Что вырастало из души.
В ней степь была страною горной.
Любовь сгорала в ней дотла.
Оставшись всем водонапорной,
Она таинственной была...

5.



Вот эта башня.
6.



Макет депо.
7.



Депо в Рубцовске было веерного типа с поворотным кругом. Первоначально оно выглядело так.

Здание полукруглого типа перед которым находится поворотный круг. На этот круг загоняли паровоз, а потом вручную, толкая перед собой специальный рычаг, работники поворачивали круг, чтобы по одному из веерных путей завести его в здание на стоянку.
8.



Фотография машиниста Ивана Гусева, который привел в 1914 году в депо первый поезд.
9.



Железнодорожники тридцатых годов.
10.



1937 год. К депо пристроены новые здания.
... И чёрные паровозы тех лет, похожие издали на больших чёрных жуков-жужелиц).
Сзади у паровоза что-то типа вагончика. Я так думаю, что это ёмкость для угля, ведь эти паровозы потребляли десятки тонн угля за поездку.
11.



Макет паровоза СО - "Серго Орджоникидзе".
Ниже - стенд "Вековой путь" - с руководителями депо со дня основания и основными вехами истории в фотографиях.
12.



13.



Рисунок - иллюстрация того, как рабочие поворачивают круг с паровозом.
14.



100 лет Транссибу, частью которого сейчас является Западно-Сибирская железная дорога.
15.



Вождь мирового пролетариата.
16.



Макет паровоза СОв, усовершенствованная модель паровоза серии СО.
17.



Грамота, выданная инженеру Б.Г. Портянкину.
18.



19.



Железнодорожная форма 30-х годов. За ней синяя с погонами - уже более современная форма.
20.



Шинель железнодорожника 30-х годов.
21.



22.



23.



Путевой фонарь и недавно полученный экспонат - рельс 1927 года выпуска. Рельс этот был срезан с путей совсем недавно, и это говорит о том, какого высокого качества сталь выпускалась в те годы. Рельс прослужил чуть меньше ста лет!
24.



Переходящее красное знамя, полученное коллективом депо в 1938 году. Знамя оставлено в депо на вечное хранение.
25.


Окончание следует....
Tags: Алтай, Рубцовск, Турксиб, история, краеведческое, музей
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

promo lastochkanata august 31, 2018 12:25 9
Buy for 30 tokens
В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы поехали на Святой источник. Подобные источники при монастырях - явление достаточно частое. Я помню, что источники были в Киево-Печерской лавре, над ними…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “музей” Tag