lastochka_nata (lastochkanata) wrote,
lastochka_nata
lastochkanata

Categories:

Рубцовск. Локомотивное депо и музей. Часть 3



После посещения музея локомотивного депо в Рубцовске оказалось, что я сожалею о двух вещах.

Первая - это то, что у меня не было возможности остаться наедине с этим музеем на часок-другой, а лучше на денёк, чтобы рассмотреть все детали, почитать многочисленные материалы - стенды, книжки, брошюры, рассмотреть рисунки и наборы открыток - всего этого в музее очень и очень много, и хотелось бы вникнуть поглубже в тему со всей педантичностью человека, который в детстве собирал открытки, календарики и значки, и который до сих пор надеется найти на старом чердаке неизвестные сокровища).

Вторая же - отсутствие возможности увидеть все эти паровозы и тепловозы в депо в натуральную величину, забраться в кабину и прокатиться куда-нибудь в сторону Казахстана, где я ещё не была. Еще было бы, конечно, интересно, пройтись с экскурсией по самому депо, по его помещениям, где стояли и ремонтировались тепловозы....

Чего нет, того нет.

Вернёмся в музей.



Следующая страница его истории - это Великая Отечественная война.
2.



Как я уже писала в одном из прошлых постов, 153 работника депо ушли на войну, и не все оттуда вернулись живыми.
3.



4.



Участники парада победы на Красной площади - братья Сагайдачные и А.Е. Афонин.
5.



Герой Советского Союза - девятнадцатилетний паренёк из депо Владимир Рублёвский. Награждён звездой героя посмертно. На здании депо есть посвящённая ему мемориальная доска, а в городе его именем назван один из переулков, выходящий на улицу Комсомольскую в районе стадиона "Локомотив".
6.



Поэт Валерий Песоцкий посвятил герою стихи.
7.



А это другая легенда депо военных лет - труженик тыла Иван Чеботарёв. Обыкновенный слесарь, ставший заслуженным рационализатором.
8.



Как и многие другие предприятия, депо в годы войны было переведено на "военные рельсы". По приказу Наркомата вооружения в период 1942-44 годов здесь выпускались миномёты и автоматы ППШ. Кроме того, депо оказывало помощь в строительстве эвакуированных на Алтай украинских заводов, будущих АТЗ и Алтайсельмаша. Локомотивщики ставили на стройплощадки паровозы ФД "Феликс Дзержинский" - своего рода "кочегарки на колёсах", которые давали свет и тепло. В депо был открыт литейный цех, и помощь заводам оказывалась также литьём.

Кстати, в соседнем вагонном депо был тогда же сделан для Красной Армии бронепоезд.  На поезд поставили вооружение, укомплектовали военными и ремонтными бригадами и он отправился на фронт.
9.



Макет первого тепловоза, приведенного в депо в 1958 году Александром Малицким. Изготовлен учащимися железнодорожного училища.
10.



Это вид сзади.
11.



Возле тепловоза - экспозиция разных интересных железнодорожных вещей. Владимир Гончаров объясняет их назначение.
12.



Вот это - прибор безопасности.
13.



Во время хода поезда он записывал различные технические параметры - скорость хода, время в пути и т.д. Потом эта лента доставалась и расшифровывалась.
14.



Вот это не знаю что такое.
15.



Такой интересный сундучок под названием "шарманка машиниста". Их здесь несколько. В сундучок  складывались перед поездкой  личные вещи машиниста, инструменты. Часто с утра его собирала жена -  складывала в дорогу еду и другие необходимые предметы. Кстати, машинисты на железной дороге хорошо зарабатывали и их жены могли позволить себе не работать.

А название "шарманка" - разговорное, возникло от сходства путевого сундучка с известным музыкальным инструментом. Позже машинистам вместо "шарманок" стали выдавать портфели, а потом даже дипломаты! Но мне кажется, шарманка была удобнее и универсальнее, ведь в дипломат еду не положишь.

Рядом с шарманкой - обыкновенные счёты. Они не имеют прямого отношения к железной дороге, но как предмет раньше повсеместно распространенный и который было жалко выбросить - их, наверное, сдали в музей.
16.



Сумка кондуктора. Первым делом приходит в голову, что в ней, наверное, были билеты и мелочь - атрибуты обилечивания пассажиров. Но нет.
17.



Оказывается, до 1959 года на задней площадке грузового поезда ездил специальный кондуктор, в задачу которого входило слежение за ходом поезда и подача сигналов машинисту. Кондуктор надевал тулуп, чтобы не мёрзнуть, и сидел там. Сигналы подавались флажками (они и были в сумке), ведь радиостанции в те годы не было. Для экстренной остановки поезда нужно было махнуть красным флажком. Взмах жёлтым означал призыв убавить скорость, а свёрнутый вполовину жёлтый - "поезд идёт с установленной скоростью. Правда, не понятно, как кондуктор определял скорость - на глаз, видимо?
18.



Прибор для переговоров машиниста (стоял в кабине) ещё с кем-то.
19.



Это уже более современный телефон.
20.



Следующая штука - дублирующий светофор. Находился в кабине машиниста и дублировал сигналы большого светофора с путей. Подавал звуковой сигнал.
21.



Дань моде комсомольцев прошлого века - капсула времени. В таком вот запаянном цилиндре, который одно время был замурован у входа в контору, но после ремонта (обшивки сайдингом) его, получается, достали и перенесли в музей. Видимо, посчитали, что скоро уже вынимать (два года до торжественного вскрытия осталось), а новый сайдинг ломать жалко, дырка останется.
22.



А это вот тоже интересный экспонат.

Началось всё с того, что жительница Безрукавки решила починить свою баньку. Мужики стали вытаскивать из бани котёл и на огороде этим котлом зацепили торчащую из земли железяку, которой и оказалась данная табличка.Она была плохо читаемой, и кто-то из окружения женщины подшлифовал буквы. Табличка раритетная, датирована 37-м годом и сделана паровозным заводом "Красный Профинтерн" в тогдашнем Орджоникидзеграде (так назывался город Бежица, и назывался совсем недолго. А  потом и вовсе стал одним из районов Брянска). Как попала табличка в огород - загадка. Предполагают, что могла быть когда-то высыпана вместе с углём.
23.



Ещё одна шарманка.
24.



История депо в годы послевоенных пятилеток. И везде картины Бориса Портянкина, иллюстрирующие, как выглядело депо в разное время. Везде вид сверху. Я так думаю, художник рисовал депо с водонапорной башни.
25.



"Кузница руководящих кадров".

Некоторые работники депо стали крупными руководителями города и даже страны.

А. Турков -  первый председатель горсовета (1927 год). Вышел из депо.
Е. Трубицин. Работал начальником паровозного депо, стал министром автомобильного транспорта. В 1980 году по пути из Алма-Аты посетил свою бывшую организацию, встретился с ветеранами и подарил автобус.
В. Яковенко - бывший машинист, стал директором АТЗ.
Е. Четвергов - был помощником машиниста, стал ректором Омского института транспорта.
А. Бевзенко -  мастер электромашинного цеха, стал заместителем  Министра путей сообщения. В 1986 году участвовал в устранении последствий Чернобыльской аварии. После того, как машинист отказался ехать в зараженную зону, сел за пульт управления поездом и поехал сам. Получил дозу, необратимо подорвал свое здоровье...
П. Красиков - железнодорожник, ставший первым секретарем горкома партии г. Рубцовска.
26.



Восьмая-девятая пятилетки.

70-е годы. В депо машинистом тепловоза работает маленькая, но сильная женщина Татьяна Мелешкина, которую прозвали "Наша Таня". Такая хрупкая девушка - и  водит огромную железную махину, с которой не каждый мужчина управится? Тем не менее, это факт и чуть ли не единственный случай на всей Западно-Сибирской магистрали. Мечту осуществить Тане удалось не сразу, её не допускали до сугубо мужской профессии. Но она добилась своего, получила разрешение Министра и несколько лет водила поезда.

Представьте себе ситуацию: вы ведёте поезд, а на путях лежит женщина, решившая свести счёты с жизнью из-за несчастной любви. Ситуация не для слабонервных, а в жизни Татьяны Мелешкиной такая случилась. И ей удалось остановить поезд буквально у головы девушки!
27.



Одно из старых фото, 1965 год. Как я понимаю, оно сделано в Рубцовске на площади Ленина, а за спиной людей дом, в котором находится картинная галерея.
28.



Еще одно знамя, полученное за успехи в труде.
29.



Работники депо-орденоносцы. В верхнем ряду слева - Ю.А. Четвериков, машинист, сейчас возглавляет ветеранскую организацию мастерских.
30.



Когда мы были в музее, он как раз зашел туда. Вот его фото.
31.



Чернобыльская трагедия не прошла мимо рубцовских железнодорожников...
32.



Некоторые старые фото из фондов музея. Котельная депо.
33.



Слесарь за работой.
34.



Ещё экспонаты. Напольный светофор.
35.



36.



Личные предметы, переданные в музей работниками.
37.



Такие часы раньше выдавались машинистам.
38.



Печатная машинка. Работала на ней Нагорная Таисия Александровна, секретарь начальника депо, фронтовичка. Компьютеров тогда не было, но печатать она успевала всё.
39.



Какой же музей без утюгов и самоваров? Как мы видим, даже железнодорожный музей не избежал этой тенденции). Да-да, и утюг там тоже был, просто в кадр не попал. Кстати, утюг отливали в депо, это было побочное производство в тяжёлые военные годы.
40.



В депо была своя воллейбольная команда, это её награды. Также действовала сильная команда городошников.
41.



42.



43.



Совсем уже современный вид депо на картине. По центру внизу можно разглядеть даже памятник у входа в Дирекцию.
44.



Мы подошли к очень важной вехе в истории депо. Как оно пережило смену эпох, лихие 90-е?
45.



Увы, некоторое время продержавшись на плаву,  локомотивное депо в прежнем виде прекратило своё существование. В 1997 году вышел судьбоносный приказ "Об организации ремонта путевых машин". Депо было перепрофилировано под новый вид деятельности, а 90 локомотивов переданы в Карасук Новосибирской области.

На фото - макет одной из путевых машин (а их много разных видов). Какие-то чистят снег, какие-то подбивают шпалы, ремонтируют путь и т.д. Да, вот таких вот "крокозябр" вместо тепловозов теперь обслуживает депо.
46.



Одна из путевых машин, СЖД-604, следует к месту службы. Конечно,  видно, что эта техника очень сложная, и её обслуживание требует, видимо, не меньшей квалификации, чем обслуживание тепловозов. Но, всё-таки, очень жаль, что у нас больше нет тепловозов. Одно дело - ремонтировать пути, другое дело - водить поезда дальнего следования.
47.



Что ещё остаётся сказать? В музее висит диплом о занятии 3 места в смотре-конкурсе музеев подразделений Западно-Сибирской железной дороги. Место почётное, ведь и дорога большая.

Посещение музея свободное и теоретически любой желающий может сюда прийти и всё посмотреть (я спрашивала). Чтобы музей не оказался закрыт, сначала лучше созвониться с его хранителями. На практике, конечно, одиночки вряд ли ходят, в основном это групповые экскурсии - школьники, студенты. Иногда приводят работники-пенсионеры свои семьи, внуков - чтобы посмотрели, где трудились их деды. Ещё практикуется делать экскурсии по музею для новичков - чтобы представляли, куда они пришли, какова история предприятия. Приходят командировочные. Так что музей вовсе не мёртвый. За прошедшие 4 года его посетило около 5 тысяч человек.
48.


Часть 1. Локомотивное депо города Рубцовска
Часть  2. Музей локомотивного депо (начало)
Tags: Алтай, Рубцовск, Турксиб, история, краеведческое, музей
Subscribe

Posts from This Journal “краеведческое” Tag

  • Была ли Алтайская тонкорунная?

    Баран породы Алтайская тонкорунная с медалью выставки Может быть, вы тоже слышали про Алтайскую тонкорунную. И про племзавод…

  • Уходящий Рубцовск

    Выбралась на днях поснимать, как идёт снос символа Рубцовска - " дома под шпилем", построенного в 1949 году, расположенного по адресу…

  • Рубцовск. 15 лет спустя

    Школа, где в начальных классах учился мой отец. 2006 год 15 лет назад мама делала для отца юбилейный альбом с фотографиями, посвящёнными разным…

promo lastochkanata august 31, 2018 12:25 9
Buy for 30 tokens
В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы поехали на Святой источник. Подобные источники при монастырях - явление достаточно частое. Я помню, что источники были в Киево-Печерской лавре, над ними…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Posts from This Journal “краеведческое” Tag

  • Была ли Алтайская тонкорунная?

    Баран породы Алтайская тонкорунная с медалью выставки Может быть, вы тоже слышали про Алтайскую тонкорунную. И про племзавод…

  • Уходящий Рубцовск

    Выбралась на днях поснимать, как идёт снос символа Рубцовска - " дома под шпилем", построенного в 1949 году, расположенного по адресу…

  • Рубцовск. 15 лет спустя

    Школа, где в начальных классах учился мой отец. 2006 год 15 лет назад мама делала для отца юбилейный альбом с фотографиями, посвящёнными разным…