lastochka_nata (lastochkanata) wrote,
lastochka_nata
lastochkanata

Categories:

Как строилась Алейская оросительная система. Техника

12-футовый ножевой грейдер на работе по постройке групповых оросителей2.jpg
12-футовый ножевой грейдер на работе по постройке групповых оросителей

Начало здесь.

Строительство 1-й очереди Алейской оросительной системы (АОС) принесло в наши степи невиданный по тем временам технический прогресс. Напомню, что на дворе стояли тридцатые годы, а это значит, что Рубцовск ещё не был промышленным центром с заводами союзного значения, а был всего лишь уездным полугородком-полуселом с парой мощёных булыжником улиц, тишина которых изредка нарушалась гужевыми повозками и орущими поутру петухами в усадьбах.

Техника, появившаяся в Рубцовском районе на заре советской индустриализации, вызывала шок и трепет у рабочих и крестьян, привыкших к лошадям и сохе. Колёсные и гусеничные тракторы, тяжёлые грейдеры, плужный канавокопатель, скреперы. Наркомзем СССР передал "Алейстрою" экскаватор на железнодорожном ходу. Это были уже далеко не те лопаты, которыми вручную копали канал в 1911-м. Техника была в основном американского производства.

Однако, для современного глаза все эти новейшие машины и оборудование выглядят не то, чтобы непривычно, а даже вызывают некоторую оторопь. Уж больно архаичны они по сравнению с тем, что мы привыкли видеть. Давайте посмотрим, что за железные кони бороздили поля нашего района в тридцатых годах прошлого века.




Тот же самый грейдер, что и на заглавном фото (типа "Адамс") сзади. Построен американским фермером Адамсом в 1905 году и предназначен для, как я понимаю, срезки бугров, а также рытья лотков глубиной до 0,9 метра. Вся техника была на железных колёсах, без резины. Надо сказать, у неё на вид так жутко вихляются колёса, что не понятно, как она вообще ездила). Однако, колёса под углом сделаны специально, и этот угол наклона можно было регулировать. Да, разобраться в такой технике, видимо, было не так-то просто. Скорее всего, приезжали специальные люди и обучали наших рабочих.

(Интересно, что на заднем плане виднеется мужичок на телеге - привычном транспорте тех лет).
2.
12 футовый ножевой грейдер на работе по постройке каналов.jpg
12-футовый ножевой грейдер на работе по постройке каналов

3.
12-футовый грейдер на постройке картового оросителя.jpg
Тот же самый грейдер в профиль на постройке картового оросителя

Следующий агрегат - грейдер-элеватор. Так же прицеплялся к трактору. Это землеройная машина непрерывного действия послойно срезает грунт и подает его на некоторое расстояние от себя.

Тут ещё надо добавить несколько слов о тракторе. На данном фото и выше - гусеничный трактор "ЧТЗ", в народе называвшийся "Челябинцем". Да, это были времена, когда ещё не существовало Алтайского тракторного завода и его тракторов - покорителей целины.
4.
грейдер-элеватор на работе по постройке левой заградительной дамбы около плотины2.jpg
Грейдер-элеватор на постройке левой заградительной дамбы около плотины

На нижнем фото мы видим всё тот же грейдер-элеватор рядом со своим изобретателем, гидротехником товарищем Вилькером. Это, судя по всему, как раз и был тот самый приезжий специалист, обучавший людей работать на своей машине. Возможно, даже иностранец.
5.
гидротехник т. Вилькер А.Я. у сконструированного им грейдера-элеватора.jpg
Гидротехник т. Вилькер А.Я. у сконструированного им грейдера-элеватора

6.
грейдер-элеватор на работе по постройке левой заградительной дамбы около плотины.jpg
Грейдер-элеватор на работе по постройке левой заградительной дамбы около плотины

А это фото вы уже видели в прошлом посте. Агрегат с романтичным названием "канавокопатель". Уже по самому названию понятно, для чего он предназначен. Мы видим прицеп типа плуга, его тянет за собой трактор и роет канаву.
7.
канавокопатель на работе по прорезке сбросного канала.jpg
Плужный канавокопатель на работе по прорезке сбросного канала

На двух следующих фото - скреперы типа "Фресно". Интернет гласит, что скрепер -  это землеройный скребок, способный перемещать почву и выгружать ее на контролируемой глубине. Был изобретен в 1883 году Джеймсом Портеусом, много раз совершенствовался и применялся фермерами Фресно, штат Калифорния.
8.
насыпка скреперами въездов к мостам2.jpg
Насыпка скреперами въездов к мостам

9.
насыпка скреперами въездов к мостам.jpg
Насыпка скреперами въездов к мостам

Вот этот невероятный пепелац мне больше всего нравится). Что это, как вы думаете? А это - трактор! Точнее, колёсный трактор "Фордзон-Путиловец". Самый первый трактор "Алейстроя", приобретенный в 1930 году. Данный трактор выпускался на заводе "Красный путиловец" в Ленинграде с 1924 года по лицензии компании "Форд" и являлся копией американского трактора "Фордзон - Ф". Мощность трактора была примерно 20 лошадиных сил.
10.
первый трактор алейстроя Фордзон-путиловец, приобретенный в 1930 году.jpg


"Фордзон-Путиловец" в действии, при устройстве поливочных борозд. Кстати говоря, этот трактор в своё время считался символом коллективизации и часто изображался на агитационных плакатах, открытках, почтовых марках.
11.
устройство поливных борозд механизированным способом.jpg


Ну и, наконец, мы подошли к экскаваторам. Конечно, глядя на фото, хочется улыбнуться. Как говорится, техника на грани фантастики). Прямо хоть сейчас в кино снимай. Представляю вашему вниманию ещё одного американца - экскаватор "Марион-28" на железнодорожном ходу. Мне кажется, он настолько видавший виды, что, до того, как попасть на Алтай, бороздил ещё какие-нибудь прерии Техаса. Похож на деревянный домик на колёсах с печкой. (Слева, обратите внимание, стоит человек в шапке-будённовке - примета времени).

Экскаваторы "Марион" советское правительство закупало в США в 30-х годах, чтобы по их образцу потом производить отечественные экскаваторы.
12.
экскаватор марион-28 на постройке сбросного канала а-1 в 1936 году.jpg
Экскаватор "Марион-28" на постройке сбросного канал а-1 в 1936 году

Ещё один или тот же самый экскаватор "Марион". Ездил на железных колёсиках по рельсам, которые тут же быстренько разбирали и выкладывали на новом месте.
13.
экскаватор Марион-28 на расширении Рубцовского магистрального канала в 1933 году.jpg
Экскаватор "Марион-28" на расширении Рубцовского магистрального канала в 1933 году

А это уже другой экскаватор, отечественный, производства Костромского завода "Красный металлист", так называемый "Костромич". Более современный, на гусеничном ходу. Приводился в действие за счёт парового котла, имел скорость примерно 1 км в час.
14.
экскаватор Костромского завода на постройке сбросного канала А-1.jpg
Экскаватор Костромского завода на постройке сбросного канала а-1

На этом обзор техники я заканчиваю. Продолжение следует.

*Фото из архива Рубцовского филиала ФГБУ "Управление "Алтаймеливодхоз"

Tags: Алей, Алейская оросительная система, Алтай, Рубцовск, Рубцовский район, история, краеведческое, старые фотографии, степной Алтай
Subscribe

Posts from This Journal “Алейская оросительная система” Tag

promo lastochkanata august 31, 2018 12:25 9
Buy for 30 tokens
В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы поехали на Святой источник. Подобные источники при монастырях - явление достаточно частое. Я помню, что источники были в Киево-Печерской лавре, над ними…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments