lastochka_nata (lastochkanata) wrote,
lastochka_nata
lastochkanata

Categories:

Храм тишины

коробейниково 002.jpg

На днях мне довелось побывать в селе Коробейниково в Богородице-Казанском мужском монастыре. Была я там в однодневной паломнической поездке. Мама давно мечтала съездить в это место, тем более, что у нас в Алтайском крае о нём многие наслышаны. Я решила присоединиться. Поездка была организована от нашего Рубцовского Михайло-Архангельского храма. Ехало, если я не ошибаюсь, около 150 человек, на трёх больших автобусах плюс на личных автомобилях. Для меня это первый опыт подобной поездки и я расскажу, как всё было.

Не сказать, чтобы к моменту поездки у меня был большой опыт посещения монастырей. Я живу в Сибири, церквей у нас всегда было мало (специфика заселения региона плюс богоборческое советское прошлое), а монастырей и того меньше. В наших сёлах ко времени распада СССР церквей практически не было. Что-то в своё время порушили, а сейчас понемногу начинают строить; где-то церквей не было изначально. Сейчас в деревнях строят, как правило, небольшие деревянные церковки. Высящийся посреди села огромный старинный храм - явление крайне редкое в нашей местности, поэтому меня всегда поражали фотографии из центральной России с мирными деревенскими улочками и большими белыми куполами где-нибудь над тихой рекой. Высотными доминантами алтайских (да и, наверное, сибирских сел в целом) были водонапорные башни. Строго говоря, единственным монастырем, который я до недавнего времени посетила, была Киево-Печёрская Лавра в 2012 году. Но Богородице-Казанский монастырь, в отличие от последней, несмотря на огромную посещаемость в некоторые моменты, место совершенно нетуристическое.

Но вернусь к селу Коробейниково. Село старое, основано примерно в 1778 году. Интересно происхождение названия села. Изначально оно называлось Усть-Каменным Логом или Усть-Каменным Истоком: неподалёку от поселения сохранились карьеры, где добывали камень, и в этих же местах из-под камней вытекает исток, впадающий в Чарыш. Что же касается современного названия "Коробейниково", то по одной из версий оно возникло в связи со множеством коробейников, посещавщих село в дни крупных ярмарок. На памяти старожилов, ярмарки в селе действительно были, яркие и богатые (село-то было немаленькое). Однако уже в 1859 году село упоминалось в документах как Коробейниково, а в то время его население не превышало 250 человек и о крупных ярмарках речь не шла. Лично мне такое название вообще кажется нетипичным для алтайской деревни. Жителю какой-нибудь Рязанской или Владимирской губернии оно, скорее всего, да, покажется естественным. Коробейники - бродячие торговцы мелким товаром, наподобие того, что сейчас продают с лотков где-нибудь на вокзалах или в подземном переходе. Разная мелкая ерунда - пуговицы, иголки, гребёнки, мыло, зеркальца и т.п. Разница лишь в том, что коробейники на месте не сидели, а кочевали от села к селу, предлагая свой товар. Но, во-первых, вроде как данных тоговцев в Сибири называли по-другому (мне попадалось в сети название "суздалы", например). Название "коробейники" - свойственно больше западным губерниям. Во-вторых, я не думаю, что у нас это явление было столь распространено, чтобы называть так целое село. На Алтае, как правило, называли села по наименованию религиозных праздников или именам государственных правителей; по каким-то особенностям местности. Но чаще всего - по фамилии основателей.  Что, похоже, и было в случае села Коробейниково. Оказывается, на момент переписи населения за 1782 год самыми распространенными фамилиями тамошних жителей были Красковы и Коробейниковы, переселившиеся сюда из некой деревни Большая речка.



Находится село Коробейниково в Усть-Пристанском районе Алтайского края. Это почти географический центр края, но при этом глушь порядочная. Хоть село и лежит на трассе "Алейск-Петропавловское-Бийск", трасса эта весьма второстепенная, если не сказать больше, туда никто не ездит, кроме местных, паломников в Коробейниково и редких транзитников в Горный Алтай с юго-западной стороны, которые, может быть, хотят срезать барнаульский угол и выиграть в километраже, но неизбежно потеряют во времени и комфорте из-за качества дороги. Ибо дорога там, едва отъедешь от Алейска - корявый кочковатый асфальт, а потом и вовсе грунтовка. Правда, грунтовка неплохая. Можно долго ехать этой дорогой, не встречая никаких машин. Места глухие, рельеф слегка холмистый - чувствуется близость влажных предгорий с их неповторимым запахом и духом заповедного края. На горизонте начинаются появляться голубые силуэты небольших гор. То появляются, то исчезают за косогором. Потом мы переезжаем большую холодную реку Чарыш. Эта сильная горная река течёт здесь уже по равнине, но у неё по-прежнему темновато-стальной цвет воды, оттеняемый серебристыми листьями ивняка и бархатными ярко-зелёными берегами. Районный центр - село Усть-Чарышская Пристань - это место, где вольный Чарыш впадает в Обь.

Да, забыла сказать, что ехать от нас до Коробейниково примерно 5 часов, и это достаточно тяжело, так в один день приходится ехать туда и обратно. Выезд из города - в семь утра, но фактически выехали в половину восьмого. По пути из Рубцовска автобус делал одну остановку - в Алейске на трассе. После Алейска пошла плохая дорога и меня стало сильно укачивать. Эта постоянная тряска и монотонный пейзаж за окном с почти полным отсутствием деревень вытрясли из меня всю душу(. В саму Усть-Пристань мы не заезжали, видели её издалека. Ближе к Коробейниково места пошли более живописные, проехали удивительно фотогеничную деревеньку со странным названием Елбанка на зелёных террасах Чарыша. По-моему, это единственная деревня, которую мы проехали за два часа пути.

На фото - наши автобусы.
2.
коробейниково 015.jpg


Прежде чем показалось Коробейниково, мы увидели храм Казанской иконы Божьей Матери. Впечатление просто потрясающее. Сначала едешь и по привычке воспринимаешь степь как нечто горизонтальное, растянутое на большие расстояния. Здесь всё прижимается к земле - травы, поля, рощи, реки, низкие горные цепи на горизонте. Деревни тоже жмутся к земле - постройки в них низкие, тянутся плоскими рядами. А потом вдруг на фоне неба и края земли - башни и купола. Посреди степи! Невероятное зрелище!
3.
коробейниково 020.jpg


Проезжаем по улице Коробейникова. Видно, что село достаточно большое и приличное, хотя сейчас в нём осталось всего около тысячи жителей (в лучшие времена бывало и пять тысяч). Некоторые дома брошены, а есть и очень неплохие, с красивыми цветущими усадьбами. Много колхозных типовых домов на два хозяина. К сожалению, фотографий основной части села у меня нет, а вокруг монастыря место достаточно пустынное. Но немного домов дальше всё же будет.

Храм монастыря построен в 1910 году, он и на вид старинный (я почему-то думала, что он современный). Строился изначально как просто церковь, на смену имевшейся в селе церкви Архистратига Божия Михаила, к тому времени обветшавшей. Новый храм строился на пожертвования, и жертвовали не только денежные средства, но и натуральные материалы. Например, в кладку стен добавлялись яйца, которые несли местные жители, в связи с чем кладка была настолько крепкой, что когда храм пытались разрушить при советской власти, от стен летели искры. Росписью храма, предположительно, занималась известная на Алтае Бийская мастерская Архипа Борзенкова. В той же мастерской были написаны и храмовые иконы. Главной иконой церкви был святой образ Казанской Божией Матери - икона, действительно, необычайно красивая.
4.
коробейниково 017.jpg


С приходом к власти большевиков имущество церкви было национализировано, а помещение сдавалось церковной общине в аренду. Но, до поры до времени. Община сконцентрировалась вокруг нового храма, а ветхая Михайло-архангельская церковь тогда была разобрана на дрова. В 1933 году и Казанский храм был закрыт. Священник, отец Роман, был арестован, община начала распадаться. Имущество церкви было разорено и расхищено, но часть икон сохранили местные жители. Разобрать церковь пытались, но из-за прочности стен не удалось извлечь ни одного целого кирпича и эту затею бросили. С колокольни сняли колокола, кресты же оставались на маковках всё советское время, вплоть до восстановления церкви в 90-х. Редкое явление. В закрытой церкви хранили зерно, держали овец и устраивали склад минеральных удобрений.
5.
коробейниково 007.jpg

6.
коробейниково 006.jpg

7.
коробейниково 009.jpg

8.
коробейниково 012.jpg


Восстанавливался храм в 90-е годы прошлого века, усилиями множества разных людей. Были разработаны эскизы росписей внутренних стен храма, росписи созданы коллективом профессиональных художников. До революции в храме было 22 иконы, и 10 из них вернулись туда благодаря сохранившим их местным жителям. В том числе была спасена и возвращена церкви икона Казанской Божьей Матери. В 1994 году Крестным ходом икона была доставлена из Покровского собора Барнаула в родные стены. 7 сентября 2005 года празднование в честь Иконы было внесено в общецерковный православный календарь - празднуется в первое воскресенье июля. Икона эта считается чудотворной. По разным свидетельствам, она помогла исцелиться многим людям. Я, как человек, воспитанный в духе исторического материализма, к разным чудесам предпочитаю относиться с осторожностью. Что же касается исцелений, то не думаю, конечно, что исцелившиеся люди всё это придумали. Но при этом считаю, что для каких-то изменений необходима вера и духовная трансформация человека, что исцеления на пустом месте не бывает, если человек как был нераскаявшимся грешником, так им и остался.
9.
коробейниково 020.jpg


В 1994 году в Коробейниково при Казанском храме был учреждён мужской Богородице-Казанский монастырь. Наверное, это и правильно, так как места здесь пустынные, прихожан мало и такой большой храм имеет больше перспектив именно как монастырь и центр паломничества. Сейчас в монастыре проживает вроде около 2-х десятков человек (могу ошибаться), включая монахов, иноков, послушников, трудников. Игумен монастыря - хорошо нам знакомый епископ Рубцовский и Алейский Роман (я, по своей наивности, поначалу думала, что это два разных человека. Только удивлялась: надо же, как игумен похож на нашего епископа Романа, прямо как родные братья). Ну, бывает...).
10.
коробейниково 021.jpg

11.
коробейниково 032.jpg

12.
коробейниково 028.jpg


Территория монастыря очень аскетична. Просто большое поле травы, и всё. Есть несколько дорожек и несколько лавочек. Да монастырская лавка с иконами и литературой.
13.
коробейниково 014.jpg


Рядом строится двухэтажный келейный корпус с домовым храмом. Здесь живут насельники монастыря. Это не бросается в глаза, но монастырь имеет многое для обеспечения собственных нужд, он практически автономен. Например, здесь есть своя пилорама, есть мастерская по изготовлению собственных шклакоблоков для стройки, построена просфорня, хозблок с гаражом, трапезная. Имеется скважина с водонапорной башней для обеспечения питьевой водой. Строится (или уже построен?) банно-прачечный комплекс, швейная и столярная мастерские, есть своё подсобное хозяйство. Обитель арендует участок земли площадью около 100 га. Для её обработки имеются два трактора и два комбайна.  На участке выращиваются пшеница, рожь, гречиха и т.д. Есть коровник, телятник, курятник, планировалась (или уже создана) собственная пасека.
14.
коробейниково 013.jpg


Несколько домов в окрестностях монастыря.
15.
коробейниково 025.jpg

16.
коробейниково 024.jpg

17.
коробейниково 023.jpg


Пасутся овечки.
18.
коробейниково 034.jpg


Гуси ходят.
19.
коробейниково 033.jpg


Главный вход. Зачем-то сделали пристройку - металлический каркас. Может, временно?
20.
коробейниково 036.jpg

21.
коробейниково 037.jpg

22.
коробейниково 041.jpg


На территории храма - две могилы инока и инокини. Там скошена трава и посажены цветы.
23.
коробейниково 040.jpg


Монастырский огород.
24.
коробейниково 042.jpg


Трапезная. И народ толпится - ждёт очереди обедать. Обедали мы в три смены, все не помещались. На стол накрывали и раздавали еду монахи (вообще, это общее такое наименование - "монахи". Но у них там более сложная градация - монахи, иноки, послушники, трудники и т.п. Как я понимаю, они различаются между собой степенью "погружения" в монашество. Например, инок меньший монах, чем, собственно, монах, трудник меньший монах чем инок. Ну, это так грубо говоря, на наш обывательский взгляд). Еда была простая и вкусная. Постная, так как шёл пост. Продукты все, видимо, со своего подсобного хозяйства. Были щи с капустой, гречневая каша на второе с жареным луком и морковкой, овощной салат со свежей капустой, огурцами, помидорами, жареные кружочками баклажаны. Чай с мёдом, яблоки и очень вкусный, собственной выпечки хлеб. Перед едой и после еды - молитва.
25.
коробейниково 043.jpg


Как можно заметить по фотографиям, паломники - в основном женщины. Многие приезжают сюда не в первый раз. Возраста в основном зрелого, но молодёжи тоже достаточно, как и детей. Мужчин очень мало, и больше молодые. Из мужчин с нами ехали преимущественно священники.
26.
коробейниково 054.jpg


Ещё окрестности.
27.
коробейниково 061.jpg


Заброшеный дом.
28.
коробейниково 073.jpg


Местные ребятишки.
29.
коробейниково 065.jpg


Каждый год из Барнаула в Коробейниково ходит Крестный ход. Идут в течение недели, по 25-30 километров день. Ночуют в сёлах, разбивают палаточные лагеря. Выходят в конце июня, чтобы поспеть в Коробейниково к празднованию дня Иконы Казанской Божьей Матери, который празднуется в 1 воскресенье июля.
30.
коробейниково 066.jpg


Я сначала думала: для чего такая пустая, огромная и необустроенная территория монастыря, просто большое пространство, заросшее травой? Нет красивых ландшафтов, клумб с цветами, как это обычно бывает в больших монастырях Центральной России. Понятно, что здесь сельская местность, провинция и всё более аскетично. Но потом увидела фото в интернете - вся эта большая площадь сплошь уставлена разноцветными палатками паломников. Здесь огромное количество народа бывает во время Крестного хода, просто яблоку негде упасть. А сейчас совсем по-другому. Пустынно, тихо, ветер посвистывает, колокольный звон плывёт в тишине. Даже эти полторы сотни человек, которые приехали вместе с нами, не нарушали всеобщей пустоты и тишины...
31.
коробейниково 069.jpg

32.
коробейниково 067.jpg


Улица села.
33.
коробейниково 070.jpg

34.
коробейниково 068.jpg

35.
коробейниково 074.jpg


Выходит солнце.
36.
коробейниково 039.jpg

Во второй части рассказа - о поездке на Святой источник.

Tags: Алтай, Коробейниково, другая сторона, история, краеведческое, монастырь, путешествия, религия
Subscribe

Posts from This Journal “Коробейниково” Tag

  • Святой источник

    В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы…

  • Над Чарышом

    Побывала вчера в селе Коробейниково, в Богородице-Казанском мужском монастыре. Будут рассказ и фотографии. (А также закрыла ещё одно белое пятно…

promo lastochkanata august 31, 2018 12:25 9
Buy for 30 tokens
В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы поехали на Святой источник. Подобные источники при монастырях - явление достаточно частое. Я помню, что источники были в Киево-Печерской лавре, над ними…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments