lastochka_nata (lastochkanata) wrote,
lastochka_nata
lastochkanata

Category:

О грабителях курганов и окрестностях села Бугры



Начало здесь.

После посещения раскопок и лагеря архелогов мы отправились посмотреть на остальные курганы Бугринского комплекса. Они все вытянулись цепочкой вдоль высокого берега небольшой речки Злыдарки. Курганы очень большие, имеют не менее 4 метров высоты, а в древности были еще выше. Не случайно такие курганы называют "царскими".




Вот так они выглядят. Высокая насыпь посреди распаханного и засеянного пшеницей поля.




Чуть поодаль - еще один, поменьше.




Вокруг зеленеют поля пшеницы.








Если влезть на курган, то посередине его можно увидеть вот такую гигантскую воронку. Это след деятельности так называемых "бугровщиков" - грабителей курганов 18 века.




На самом деле, курганы грабились, как правило, несколько раз. И первые ограбления были еще в древности - вскоре после того, как было сооружено захоронение. Это связано с тем, что когда территорию одного племени занимало другое племя кочевников, более могущественное или просто более удачливое в бою - то первым делом стремились осквернить могилы противника. Считалось, что таким образом можно будет "нейтрализовать", обезвредить духов умерших, которые защищают данную местность. Захоронения вскрывались через специально выкопанные подземные ходы, осквернялись тела умерших, разделялись на части. Также ломалась или уничтожалась конская сбруя, боевое оружие. Разграбление как таковое не являлось целью при таких ритуальных действиях, поэтому многие драгоценности и ценные предметы обихода оставались нетронутыми.
В 18 веке в связи с освоением новых земель Российского государства возник новый промысел - "бугровщичество" или "бугрование". Сам этот термин, как и промысел,  возник непосредственно на территории Западной Сибири, и упоминался в письменных источниках того времени. Освоение новых территорий Алтая, Сибири и Казахстана сопровождалось горнорудной разведкой с целью открытия месторождений драгоценных металлов и камней, и заодно с этим раскапывались курганы, которые обнаруживались на данных территориях. Однажды император Петр Первый на день рождения своего наследника Петра Петровича, позже скончавшегося, получил в подарок от алтайского заводчика Акинфия Демидова посылку с древними золотыми вещами. Они ему очень понравились, и царь велел своему наместнику в Сибири, сибирскому губернатору князю Матвею Гагарину скупать подобные предметы. При этом рекомендовалось их ни к коем случае не переплавлять, а доставлять в столицу в неизменном виде (крестьяне часто переплавляли найденные ценности в золотые слитки для продажи).
Промысел стал очень популярен в то время. Бугровать шли артелями, а иногда и целыми деревнями! Видимо, подобные затраты сил и прочих ресурсов окупались тем, что находили в курганах. В Эрмитаже хранится так называемая Сибирская коллекция Петра I, представляющая собой собрание драгоценных вещей из могильников Западной Сибири. С одной стороны, эти предметы представляют собой великолепные изделия, имеющие историческую и культурную ценность. С другой - они вырваны из среды, к которой относились, и сейчас ученые пытаются установить принадлежность некоторых из этих находок к конкретным курганам и конкретной кочевой культуре. Это удается, к сожалению, далеко не всегда, поэтому научная ценность предметов из Сибирской коллекции все же не так высока.

На фото ниже - некоторые предметы из Сибирской коллекции Петра I. Примерно такие были когда-то и в Бугринских курганах. А может быть, даже и что-то из именно этих вещей - кто знает...






(Фото из интернета).


Артель бугровщиков обычно останавливалась неподалеку от кургана. Промысловики рыли землянки, в которых и жили. В Буграх были найдены следы таких землянок неподалеку от старицы, где располагается лагерь археологов. Там же была найдена полушка - мелкая монетка екатерининского времени. Курган начинали "бугровать" всегда с центра - искали центральную могилу. Поскольку артельщики были, как правило, еще и рудознатцами, они подходили к процессу со знанием дела. Сначала забивали широкий шурф, который потом спускался вниз в виде ступенчатой ямы до самого каменного перекрытия могилы. Ступени укрепляли досками, чтобы они не осыпались, и чтобы было удобнее передавать "вперекидку" со ступени на ступень ёмкости с грунтом. Наличие мощных каменных закладов в могилах не смущало и не останавливало бугровщиков. Валуны выламывались с помощью специальных рычагов. В остальном же инструмент работы был один - обыкновенная деревянная лопата без каких-либо металлических накладок. Труд проделывался поистине титанический - сначала нужно было пройти несколько метров от вершины кургана до уровня грунта того времени. А потом еще несколько метров вниз. Суммарно получалось до 10 метров, а то и больше. После того, как обследовали центральное захоронение, начинали искать боковые могилы. Это делалось с помощью боковых штолен: если ход оказывался "пустым" - его засыпали и делали другой. И так постепенно продвигались по насыпи, пока не находили захоронение. Но не всегда труд кладоискателей увенчивался успехом. Что касается бугринских курганов, - то, скорее всего, тут бугровщиков ждало разочарование, так как могильники были основательно пограблены еще в древности. Откуда это известно? Есть письменный источник "Заметки о чудских буграх" Степана Ивановича Гуляева, датированный 19 веком. Там автор упоминает в описываемом районе курганную группу под названием "Злыдари", которой местными жителями было дано такое название по причине того, что при раскопках с целью ограбления было найдено мало золотых и прочих ценных предметов. Что речь идет именно о бугринских курганах, подтвержает то, что в здешних местах протекает речка по имени Злыдарка, которая, вероятно, получила свое название от этой курганной группы. Кстати, в те времена было обычным делом называть курганы в зависимости от характера находок. Например, в Казахстане был раскопан неразграбленный курган, который получил имя "Золотарь".
Впрочем, несмотря на неоднократные ограбления, нынешней экспедицией в бугринском археологическом комплексе было найдено немало интересных находок, важных именно с научной точки зрения - они помогли пролить свет на некоторые особенности межэтнических связей местных племен. Также интересно было исследование погребального обряда, как такового, и особенностей деятельности бугровщиков 18 века - этот факт тоже сейчас представляет научный интерес.

На фото - растительность воронки бугровщиков отличается от растительного покрова самого кургана. Бока его поросли жесткой, выжженной солнцем, степной травой, а в середине - зелень и множество цветов. Видимо, там скапливается влага, есть защита от ветров и создается своеобразный микроклимат.




Вот такие красивейшие виды открываются с вершины кургана.




Ее Величество Степь - раздольная, до краев наполненная воздухом и солнцем...
Сейчас эти просторы распаханы и засеяны пшеницей - по зеленому морю пшеницы временами пробегают воздушные волны от края до края, как будто ветер гладит поле гигантскою рукой.
















Вернемся в село, и прогуляемся по окрестностям.




С противоположной стороны села течет какая-то речка, которую облюбовали рыбаки. Не знаю ее названия.








На том берегу заметили пару серых журавлей. Жаль, что они не подпустили меня близко, и сразу улетели.




Красивая речка...








Немножко местных растений.












Возвращаемся. Впереди, на пахоте, можно разглядеть нашу журавлиную парочку.




Эх, опять улетели!




Коровы зашли в пшеничное поле. Куда смотрит пастух?




Уже вовсю идет уборка урожая. Начальство проверяет.




Люблю такие вот рулончики с сеном. Зеленые - это свежие, а желтые - видимо, прошлогодние.








Современная жизнь Бугров.



Tags: Алтай, Бугры, история, путешествия, сельские картинки, степной Алтай
Subscribe

  • По Чуйскому тракту. Камлак

    Деревня хоть и небольшая, однако протянулась вдоль Чуйского на три-четыре километра. А так - маленькие домики, заборы из жердей, подернутые мхом…

  • Тропами заповедного Алтая

    Летом эту горную речку вполне можно перейти вброд, особенно если давно не было дождей или таяния ледников в жаркие летние месяцы. Идеальное…

  • Над Чарышом

    Побывала вчера в селе Коробейниково, в Богородице-Казанском мужском монастыре. Будут рассказ и фотографии. (А также закрыла ещё одно белое пятно…

promo lastochkanata август 31, 2018 12:25 9
Buy for 30 tokens
В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы поехали на Святой источник. Подобные источники при монастырях - явление достаточно частое. Я помню, что источники были в Киево-Печерской лавре, над ними…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments