lastochka_nata (lastochkanata) wrote,
lastochka_nata
lastochkanata

Categories:

А вы писали Тотальный диктант?



16 апреля у нас в городе (как, впрочем, и во всей стране и других странах мира) состоялся очередной Тотальный диктант. Для тех, кто не в курсе - это ежегодная международная акция по добровольной проверке собственного уровня грамотности. Цели этого своеобразного флэш-моба - популяризация грамотности среди населения и привлечение внимания общественности к проблеме знания языка. Зародилась идея Тотального диктанта в начале двухтысячных в Новосибирском госуниверситете и постепенно распространилась по всему миру. Так, в этом году диктант писали жители разных городов в 19 часовых поясах на всех шести континентах! И число городов и участников постоянно растет. У нас в Рубцовске диктант проводился в этом году уже в пятый раз. Маленький, но юбилей!

У меня идея сходить и попробовать свои силы в написании диктанта зародилась еще в прошлом году. Но был тогда уже апрель, и я попасть на это мероприятие не успела. Решила наверстать в этом году. И даже пошла предварительно на курсы по повышению грамотности - бесплатные городские курсы по подготовке к диктанту "Русский язык по четвергам" в Центральной библиотеке.

Спросите - зачем мне это было нужно?

Признаюсь, что русский язык и литература - мои любимые предметы еще со школы. Я даже участвовала в свое время в школьных олимпиадах и городской олимпиаде по русскому языку. И занимала призовые места (похвалюсь тут))). Но с тех пор много воды утекло, мы все привыкли много стучать по "клаве", писать в интернете. Ручкой пишем редко, почерк стал корявым, буквы расползаются во все стороны)). Опять же, когда быстро строчишь на компе - строение предложений часто упрощается, где и запятую поставить поленишься, где ошибку не исправишь - и так сойдет, а потом и забудешь, что она там была... Что-то просто со школы забылось. Если возникают какие-то вопросы по правописанию - лезешь привычно в интернет, где находишь сомнительные и противоречивые консультации. В общем, я чувствовала потребность как-то обновить и систематизировать свои знания по рускому языку, потому что много пишу в том же блоге, и чувствую потребность в такого рода знаниях. Кроме того, было любопытно, сильно ли упал мой уровень грамотности со школы. Хотелось проверить себя). Да и просто - окунуться в эту "школьную" атмосферу диктанта - как бы вернуться в детство. В общем, о своем участии в этой акции я ни разу не пожалела. Но - обо всем по порядку.



Диктант в этом году писали на шести площадках. В Центральной библиотеке их было две - читальный зал и отдел искусств. Я писала в читальном зале - там же, где проходили наши занятия по русскому языку. Зал уже привычный, уютный, место свое, родное - на первой парте). Меня в школе из-за роста часто сажали поближе к концу класса, поэтому сейчас я люблю садиться впереди. Я пришла пораньше - на всякий случай, чтобы никуда не торопиться и поснимать для вас).




Рядом полки со старыми книгами - очень уютная и душевная атмосфера. Можно сидеть и рассматривать корешки.




Еще почти никого нет. Зал вмещает где-то человек тридцать.








Картина в интерьере.




У каждого на столе лежит вот такой комплект: бланк для диктанта, закладка и небольшой блокнотик в подарок.

На бланке заполняешь свое настоящее имя или псевдоним, отмечаешь, хочешь ли ты, чтобы тебе ставили оценку. Если не хочешь - проверяющие просто подсчитают в работе количество ошибок. Придумываешь кодовое слово - по этому слову потом на сайте проекта можно будет узнать свой результат.




На обратной стороне закладки - стихи детского писателя Андрея Усачева, автора текста Тотального диктанта в этом году.




В первый год в нашем городе участвовало в диктанте всего около тридцати человек. На пятый год пришло уже 150 - это на 40 человек больше, чем в прошлом году!








Кто-то пока листает газету, кто-то рассматривает закладку, а кто-то просто сидит, волнуется (как я)).








Людей все больше. Участники самых разных возрастов, от 11 лет до 85. Много молодежи. Кто-то пишет диктант уже не в первый раз.
















Наш педагог курсов и "диктатор" - Татьяна Александровна Брик, учитель моей родной школы-гимназии № 8.




Ну вот, все в сборе - можно писать.

Перед началом показали небольшой ролик о диктанте и его авторе, обращение автора к слушателям, чтение текста в авторском исполнении. Оказывается, в этом году диктант писали не только на суше. Ручка и бумага были предложены пассажирам воздушного судна, следующего рейсом "Новосибирск - Москва" (наверное, хорошее лекарство от аэрофобии)), а также диктант писали команды парусника "Крузенштерн" и фрегата "Паллада". Перед началом диктанта чувствовалось такое волнение - как будто и впрямь сидишь на экзамене).




Диктант был традиционно в трех частях. Наш часовой пояс писал вторую часть. Текст был таким:

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков – тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.

А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе – и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели – клиньями. Так появилась клинопись – самая древняя в мире система письма.

Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной – от пола и до потолка. Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.

А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.

– Ну нет, – сказали финикийцы. – Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.

И придумали буквы – так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

Поскольку Андрей Усачев все-таки детский писатель, и стиль его текстов лаконичный и простой - рассчитанный на детскую публику, то филологи некоторые места принципиально усложнили, напихав туда всевозможных пунктуационных моментов (ох, уж эти филологи!)). Мое впечатление от текста: на первый взгляд он кажется легким и простым (особенно в написанном виде), но там есть подводные камни в виде сложной пунктуации, поэтому легкость эта кажущаяся. Я сравнивала текст этого года с прошлогодним, "взрослого" автора, и прошлый текст мне показался легче. Есть еще такой момент как авторская пунктуация. У Андрея Усачева она хорошо прослеживается (мы на подготовительных курсах писали несколько его диктантов) - это специфическое строение предложений и тяготение к "эмоциональным" знакам препинания - тире в разных местах, где нужно подчеркнуть эмоцию (сама их люблю), а также скобки, которые сложно "услышать" при диктовку. Хотя, вполне возможно, что скобки добавили филологи. Из-за такого обилия эмоциональной пунктуации написать текст на пятерку, полностью угадав все знаки препинания автора, было бы попросту невозможно, если бы устроители диктанта не допускали вариативность знаков препинания (на каждое предложение давали по несколько возможных правильных вариантов). Но даже при этом пятерок было очень мало, всего около двух процентов. Вот вам и детский писатель!

В орфографическом плане диктант у меня вообще никаких сложностей не вызвал. А вот над пунктуацией в нескольких местах приходилось думать...
От такого умственного труда я с диктанта вышла уставшая, как будто на даче грядки копала).





Так какая же все-таки оценка?

Пятерка!!! Честно-честно!). Справедливости ради, надо сказать, что у меня было несколько расхождений с каноническим текстом автора, выложенным на следующий день на сайте. Поэтому сильно высокую оценку я не ждала - думала, хоть бы не тройка)). Но все эти расхождения уложились в допустимый диапазон, как оказалось. Ошибку же я сделала в том месте, где вообще не ожидала и не думала, что там может быть ошибка. Вот так. Но в целом - у меня пятерка. Пятерки получили из всех писавших четыре человека. В качестве приза нам торжественно вручили сертификаты с оценкой и книжки Андрея Усачева - детские, конечно, ведь он же детский писатель. Мне досталось "Сказочное воздухоплавание". Но, кстати, книжка написана увлекательно, очень приятным языком (не зря же выбрали автора для диктанта), с юмором и интересно читается.











В общем, я очень-очень довольна и горда собой!))). Не знаю пока, пойду ли на диктант на следующий год. Но на курсы, возможно, схожу, потому что в нынешнем году я посетила лишь половину занятий и у меня есть не все темы. Курсы очень-очень полезные, атмосфера доброжелательная и душевная, публика интеллигентная - в общем, всячески рекомендую, приходите! :)



G
M
T
<input ... > <select ... ><option ... >Detect language</option><option ... >Afrikaans</option><option ... >Albanian</option><option ... >Arabic</option><option ... >Armenian</option><option ... >Azerbaijani</option><option ... >Basque</option><option ... >Belarusian</option><option ... >Bengali</option><option ... >Bosnian</option><option ... >Bulgarian</option><option ... >Catalan</option><option ... >Cebuano</option><option ... >Chichewa</option><option ... >Chinese (Simplified)</option><option ... >Chinese (Traditional)</option><option ... >Croatian</option><option ... >Czech</option><option ... >Danish</option><option ... >Dutch</option><option ... >English</option><option ... >Esperanto</option><option ... >Estonian</option><option ... >Filipino</option><option ... >Finnish</option><option ... >French</option><option ... >Galician</option><option ... >Georgian</option><option ... >German</option><option ... >Greek</option><option ... >Gujarati</option><option ... >Haitian Creole</option><option ... >Hausa</option><option ... >Hebrew</option><option ... >Hindi</option><option ... >Hmong</option><option ... >Hungarian</option><option ... >Icelandic</option><option ... >Igbo</option><option ... >Indonesian</option><option ... >Irish</option><option ... >Italian</option><option ... >Japanese</option><option ... >Javanese</option><option ... >Kannada</option><option ... >Kazakh</option><option ... >Khmer</option><option ... >Korean</option><option ... >Lao</option><option ... >Latin</option><option ... >Latvian</option><option ... >Lithuanian</option><option ... >Macedonian</option><option ... >Malagasy</option><option ... >Malay</option><option ... >Malayalam</option><option ... >Maltese</option><option ... >Maori</option><option ... >Marathi</option><option ... >Mongolian</option><option ... >Myanmar (Burmese)</option><option ... >Nepali</option><option ... >Norwegian</option><option ... >Persian</option><option ... >Polish</option><option ... >Portuguese</option><option ... >Punjabi</option><option ... >Romanian</option><option ... >Russian</option><option ... >Serbian</option><option ... >Sesotho</option><option ... >Sinhala</option><option ... >Slovak</option><option ... >Slovenian</option><option ... >Somali</option><option ... >Spanish</option><option ... >Sundanese</option><option ... >Swahili</option><option ... >Swedish</option><option ... >Tajik</option><option ... >Tamil</option><option ... >Telugu</option><option ... >Thai</option><option ... >Turkish</option><option ... >Ukrainian</option><option ... >Urdu</option><option ... >Uzbek</option><option ... >Vietnamese</option><option ... >Welsh</option><option ... >Yiddish</option><option ... >Yoruba</option><option ... >Zulu</option></select> <select ... ><option ... >Afrikaans</option><option ... >Albanian</option><option ... >Arabic</option><option ... >Armenian</option><option ... >Azerbaijani</option><option ... >Basque</option><option ... >Belarusian</option><option ... >Bengali</option><option ... >Bosnian</option><option ... >Bulgarian</option><option ... >Catalan</option><option ... >Cebuano</option><option ... >Chichewa</option><option ... >Chinese (Simplified)</option><option ... >Chinese (Traditional)</option><option ... >Croatian</option><option ... >Czech</option><option ... >Danish</option><option ... >Dutch</option><option ... >English</option><option ... >Esperanto</option><option ... >Estonian</option><option ... >Filipino</option><option ... >Finnish</option><option ... >French</option><option ... >Galician</option><option ... >Georgian</option><option ... >German</option><option ... >Greek</option><option ... >Gujarati</option><option ... >Haitian Creole</option><option ... >Hausa</option><option ... >Hebrew</option><option ... >Hindi</option><option ... >Hmong</option><option ... >Hungarian</option><option ... >Icelandic</option><option ... >Igbo</option><option ... >Indonesian</option><option ... >Irish</option><option ... >Italian</option><option ... >Japanese</option><option ... >Javanese</option><option ... >Kannada</option><option ... >Kazakh</option><option ... >Khmer</option><option ... >Korean</option><option ... >Lao</option><option ... >Latin</option><option ... >Latvian</option><option ... >Lithuanian</option><option ... >Macedonian</option><option ... >Malagasy</option><option ... >Malay</option><option ... >Malayalam</option><option ... >Maltese</option><option ... >Maori</option><option ... >Marathi</option><option ... >Mongolian</option><option ... >Myanmar (Burmese)</option><option ... >Nepali</option><option ... >Norwegian</option><option ... >Persian</option><option ... >Polish</option><option ... >Portuguese</option><option ... >Punjabi</option><option ... >Romanian</option><option ... >Russian</option><option ... >Serbian</option><option ... >Sesotho</option><option ... >Sinhala</option><option ... >Slovak</option><option ... >Slovenian</option><option ... >Somali</option><option ... >Spanish</option><option ... >Sundanese</option><option ... >Swahili</option><option ... >Swedish</option><option ... >Tajik</option><option ... >Tamil</option><option ... >Telugu</option><option ... >Thai</option><option ... >Turkish</option><option ... >Ukrainian</option><option ... >Urdu</option><option ... >Uzbek</option><option ... >Vietnamese</option><option ... >Welsh</option><option ... >Yiddish</option><option ... >Yoruba</option><option ... >Zulu</option></select>
Text-to-speech function is limited to 100 characters
Tags: Рубцовск, Тотальный диктант, события, я
Subscribe

Posts from This Journal “события” Tag

  • Новости благоустройства

    Вот такие масштабные работы начались в апреле на территории перед Краеведческим музеем и Центральной библиотекой. Признаться, я их давно ждала,…

  • 2020-й год в фотографиях. Каким он был

    Новогодний городок 2020 в Рубцовске Вот за что я люблю ЖЖ - это за то, что здесь не надо заморачиваться с заголовками, в отличие от Дзена. Здесь…

  • Световое шоу на Енисее

    Световое шоу "Сердце Сибири" должно было состояться в День народного единства 4 ноября 2019 года. И, видимо, состоялось. Дело в том,…

promo lastochkanata august 31, 2018 12:25 9
Buy for 30 tokens
В прошлом посте о поездке в Коробейниково я рассказала о посещении Богородице-Казанского мужского монастыря. После посещения монастыря мы поехали на Святой источник. Подобные источники при монастырях - явление достаточно частое. Я помню, что источники были в Киево-Печерской лавре, над ними…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “события” Tag

  • Новости благоустройства

    Вот такие масштабные работы начались в апреле на территории перед Краеведческим музеем и Центральной библиотекой. Признаться, я их давно ждала,…

  • 2020-й год в фотографиях. Каким он был

    Новогодний городок 2020 в Рубцовске Вот за что я люблю ЖЖ - это за то, что здесь не надо заморачиваться с заголовками, в отличие от Дзена. Здесь…

  • Световое шоу на Енисее

    Световое шоу "Сердце Сибири" должно было состояться в День народного единства 4 ноября 2019 года. И, видимо, состоялось. Дело в том,…